Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Модные эстеты: Жорис-Карл Гюисманс

Модные эстеты: Жорис-Карл Гюисманс



Оскар Уайльд, этот менестрель эстетизма, поместил в своём знаменитом романе так называемую «жёлтую книгу», автор которой был наш эстет недели Жорис-Карл Гюисманс. Он воплотил один из самых эстетичных образов в истории литературы на страницах своего «странного» произведения.

Мы смотрим на искусство как на отражение жизни. Но искусство — не совсем жизнь, оно вторично, но прекрасно. И здесь реальные и диванные искусствоведы могли бы пуститься в пространные рассуждения о справедливости подобных утверждений. Да, да, представьте себе, в кино диалоги сопровождает саундтрек, который срежиссирован, отражая настроение сцены. Правда в реальной жизни мы можем превратить в произведение искусства свой быт, надев наушники или включив на полную громкость музыку любимой треш-металл-инди-поп-хауз-ню-диско группы. Но согласитесь, что всё равно вы не готовы даже в таких условиях назвать свою жизнь произведением искусства…

Среди эстетов нашего сайта была Луиза Казати, которая превратилась в эксцентричный сгусток, который, держа руку на сердце, легко обозвать «произведением искусства». Но то, что сотворил с собой и со своей жизнью герой романа Жориса-Карла Гюисманса, с лёгкостью переплюнет любого эстета всех времён и народов. Вот так грубо и безоговорочно.

Прежде чем мы вернёмся к герою той самой «жёлтой книги» из «Портрета Дориана Грея», расскажем о самом писателе. Родившись в семье художника голландского происхождения и школьной учительницы, Жорис-Карл Гюисманс был замкнутым ребёнком, проводившим всё своё время дома. После смерти отца мать писателя вышла замуж за владельца типографией, чем отдалила от себя подростка Гюисманса. Он считал, что его и память отца предали. Кроме того, он не смог прижиться в лицее святого Луи, где не нашёл общего языка ни с учителями, ни с одноклассниками, что заставило его родителей перенести обучение на дом. Потом — поступление на юридический факультет Парижского университета, но из-за смерти отчима и ухудшения материального положения семьи, Жорис-Карлу пришлось покинуть высшее учебное заведение.

Понимая, что писательский труд никогда не сможет его прокормить, молодой человек устраивается в министерство внутренних дел, где проработал всю свою жизнь. В 1870 году его отправили на фронт Франко-прусской войны. Но в боевых действиях он так и не принял участие, так как слёг с тяжёлой формой дизентерией. Зато в будущем воспоминания о событиях той позорной для французов войны легли в основу его новеллы «Ранец на плечи!».

Когда в 1874 году он выпустил свой первый поэтический сборник «Вазы с пряностями», которую смертельно раскритиковал издатель Этцель, знакомый матери писателя. Но Жорис-Карл не сдался, напечатал сборник за свои деньги и привлёк внимание критиков, которые почувствовали подражание Шарлю Бодлеру. И затем его книга пережила второе переиздание, но уже не за счёт автора.

Первым же романом Гюисманса стал «Марта. История проститутки», написанный в натуралистичной манере, так популярной в те годы во Франции. В основе романа лежит личный опыт писателя, который сожительствовал с актрисой варьете. Из романтичных свиданий их отношения перетекли в свинцовый быт, который ненавистным бременем рутины повис на шее Гюисманса. Они расстались, а он на всю жизнь остался закоренелым холостяком. Отторжение женщины из творческой жизни мужчины чем-то напоминает факт из жизни другого идеолога эстетизма, Джона Рёскина, который отказывался от выполнения супружеского долга, так как ему было противно.

Но в истории да и для поисковика гугл Гюисманс прежде всего известен как автор романа «Наоборот». Именно он стал той «жёлтой книгой», которую читал уальдовский Дориан Грей, околдованный содержанием. Психологический этюд доведённого до абсолюта эстета, жизнь которого вне морали, вне реальности, вне кипящей аристократической жизни. Он превратил свой быт, свой дом, своё аскетичное окружение в одно гигантское произведение искусства, где каждая деталь изысканна, необычна, подчёркивая превосходство героя над миром.

Своего самого знаменитого персонажа Гюисманс назвал Дэз Эссент, в образе которого некоторые видели реального Робера де Монтескью, одна из комнат дома которого передавала всё богатство серых тонов. Такие эксцентричные, оторванные от общественной жизни и потрясений индивиды стали маркером увядающего декадентского общества. И Гюисмансу великолепно удалось описать внутренний мир и интересы этого заскучавшего дворянина.

«Наоборот» стал пиком литературной горы Гюисманса, откуда тот «низвёргся» в «Бездну», мрачный и страшный роман о сатанизме и оккультизме. И вновь действие построено на личном опыте автора. В конце XIX века спиритуализм, эзотерика и тайные общества приятно щекотали разжиревшие «чувства» высшего общества, и Гюисманс принимал участие в этих безбожеских действиях. Поразительно то, что через год после выхода романа «Бездна» Жорис-Карл, насытившийся мистикой, принимает католицизм в 1892 году. Новый религиозный опыт позволяет совершить ещё один литературный кульбит: в 1908 году выходит роман «Собор», своеобразное рассуждение о символизме средневековой архитектуры, на которое его вдохновила поездка в знаменитый Шартрский собор.

Выйдя на пенсию, он поселяется на два года в бенедиктинском монастыре в аббатстве Лигуже, после чего, впечатлённый, пишет роман «Монастырь». В 1905 году у него обнаружили рак ротовой полости, и, исходя из своих религиозных убеждений, он отказывается от лечения, медленно умирая в страшных муках. Перед смертью он успевает закончить труд «Три церкви».

Его жизненный путь закончился 12 мая 1907 года в возрасте 59 лет.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.