Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Татлин: русский Леонардо да Винчи

Татлин: русский Леонардо да Винчи



Мечтающий и вдохновлённый приключениями, он уверенно смотрел во время, когда люди смогут летать подобно птицам. Как заворожённый он вынашивал эту мысль,  которая воплотилась в безмоторный и птицекрылый аппарат, который приводился в действие мускульной силой человека. Кажется, что речь идёт о гениальном итальянце Леонардо да Винчи, но «Летатлин» (так назывался аппарат) был создан русским изобретателем, художником и дизайнером Владимиром Татлиным. Его амбициозное творение как и в случае с аппаратом Леонардо да Винчи никогда не взлетел: человеческая неаккуратность разрушила мечту о полёте. Несмотря на то, что он никогда не летал из повреждения при транспортировке, «Летатлин» уже воспринимался как проект-призыв, надежда в будущее на совершенствование техники.

Жизнь творцов и художников  полностью поглощена созданием их творений. Не каждый может похвастаться, что в перерывах между кропотливой и чуть ли не фанатичной творческой работой вдохновение превращает их жизнь в приключенческий роман. Владимир Татлин уже в юности, будучи весьма амбициозным мальчишкой, сам сделал свою жизнь разнообразнее, напоминая героя невероятных авантюр.

А началось всё в 13 лет, когда сын потомственного дворянина и инженер-технолога, обучающийся  в Харьковском реальном училище, сбегает из родного  дома и, добравшись до Одессы, устраивается там юнгой. Обдумываемый морскими ветрами, он путешествовал до Стамбула и обратно. После, приехав в Москву,  жил случайными заработками - работал помощником иконописцев и декораторов в театре. Создавая для себя бандуры, неплохо играл на них и знал множество украинских песен и былин. И это ещё одна отсылка к Леонардо да Винчи, который создавал лютни, и был при дворе Лодовико Моро «арт-директором» и лютнистом. Кстати, бандура привела Татлина первый раз в Париж…

Как вы понимаете, такая личность, как Владимир Татлин, просто не могла получить полноценного художественного образования. Взгляните на его лицо: вылитый хулиган с подворотни. Так вот он обучался урывками, сначала в Московском училище живописи, откуда спустя год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», однако, не мешкая, приобрёл неплохой опыт,  поскольку сблизился с художником Ларионовым и был активным участником студенческого движения за обновление искусства.

Потом являлся одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи», в рамках которого преподавал рисунок и живопись в студии при «Союзе», а также организовал ряд программных выставок «левых» художников.  Его второй попыткой к обучению стало Пензенское художественное училище, которое в  то время имело весьма хорошую репутацию. Именно там начинающий художник познакомился с основами стилистики иконописи, что значительно повлияло на формирование той самой творческой манеры Татлина. Не оставляя тягу к опасности и приключениям в годы обучения, которые проходили в одно время со временем первой русской революции, Владимир Татлин стал одним из членов полулегального Совета старост училища. Ах, эта волна свободомыслия и зарождающейся «советчины». Члены Совета старост училища выступали против педагогической рутины - и за этого Татлина некоторое время преследовала полицейские.

Однако, политическая жизнь не могла помешать главной страсти Владимира Татлина – искусству. Во время  летних каникул он гостил у своего давнего знакомого Ларионова, где писал натюрморты и пейзажи, совершал несколько плаваний на суднах матросом по Черному и Средиземному морю и принимал участие в различных выставках.

Как известно, один из его творческих навыков – игра на бандуре, позволил Владимиру Татлину посетить Париж вместе с русской культурной выставкой в качестве профессионального музыканта. Надо сказать, это приключение особенно удалось, поскольку он посетил студию самого Пикассо (проник незаконно) и даже играл ему на бандуре, пока художник знакомил его со своими работами. Уже позже Владимир признался, что не выдал Пикассо своего отношения к искусству, поскольку боялся, что тот не покажет ему своих самых интересных работ.

Уже позже, в предреволюционные годы художник начинает заниматься скульптуроживописью , работой с различными материалами, поскольку считал что зрительное восприятие не может полностью передать всю работу и конечный замысел в работе художника. Он начинает экспериментировать с таким материалами как дерево, металл, стекло, картон, гипс, сочетая их вместе, и использует краски только для выявления фактуры. И это был настоящий переворот в мировом искусстве, поскольку Татлин был первый, кто разрушил устоявшиеся каноны и заявил, что для создания художественного образа могут использоваться абсолютно любые, в том числе и бывшие в употреблении материалы. Позднее, этот эстетический этап своего видения художник сменяет на более практический – создавая не только конструктивно оригинальные фигуры, но и предметы повседневной жизни:  мебель, одежду и керамику.

Выявляя для себя такую мысль, что вещь должна не просто использоваться, но и быть помимо этого прочной, удобной и нравиться своему обладателю, Владимир Татлин становится родоначальником школы образного дизайна в советской художественной культуре. Конструирование его костюмов строилось на силуэте и объёме, а в проектировании предметов посуды отказывался от ручек, увлечённый только той посудой, которая в большей степени прикасалась с рукой. Во многом мир после войны наполнился вещами, вдохновлёнными идеями Татлина. Вот был в нём этот футурологичный дух, так необходимый настоящему творцу.

Следующей и, пожалуй, самой знаменитой ступенью его творчества стала башня «Памятник III Коммунистическому Интернационалу». Огромное сооружение в полтора раза превосходило Эйфелеву башню, и должно было выполнять функцию агитационно-пропагандистского центра Комитета организации, готовившей человечество к мировой революции и демонстрировать вселенское обновление.

Кроме этого, по всем правилам Татлина это сооружение носило и утилитарную функцию – во вращающихся прозрачных кубообразных помещениях должны были разместиться и осуществлять свою деятельность комиссии Коминтерна и информационные службы. Верхушкой, завещающей этот памятник, был бы огромный экран, передающий новости культурной и политической жизни мира. Однако чертежи носили самый общий характер и не сопровождались расчётами. Идея Башни несла в себе заведомо мифологическую нагрузку, насыщенную идеалистическим содержанием.

Дальше Владимир Татлин пробовал себя одновременно и в роли режиссёра, сценографа и исполнителя главной роли в постановке Хлебникова «Зангези». Будучи близким другом Велимира Хлебникова, художник считал для себя важным выразить всё своё восхищение в этой постановке. Не обошлось и здесь без его идей обновления конструирования обычных вещей, позволив традиционным предметам выглядеть в своих интерпретациях по-эстетичному необычно.

Буря в стакане искусства завершилась в 30-е: изменившаяся советская власть не принимала постоянного эксперимента, и такие личности, как Владимир Татлин, становились персонажами прошлого. Последние годы своей жизни утомившейся герой собственного романа проводил в тишине и одиночестве. Получивший звание заслуженного деятеля РСФСР (государство всё же отметило его вклад в искусство), он занимался живописью и писал маслом на покрытых левкасом досках. Он умер в тихий последний день весны 1953 года, ставя окончательную точку в истории своих приключений.

 

Каждая личность, вошедшая в рубрику Эстет недели, меняет наши представления о мире. Это не просто люди, которые случайным образом попавшие в поле обозрения EstetGid.ru. Что вы?! Это люди-эпохи, люди, которые творят Жизнь, которым подвластны наши чувства и мысли.

Одному из героев удалось даже убить прекрасное и породить безумный мир инсталляций. А если вы в поисках идей для обеда, то почему бы не приготовить что-нибудь вкусненькое из осенних запасов?

 


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.