Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Камилла Клодель: от любви до ненависти…

Камилла Клодель: от любви до ненависти…



История женщины, ставшей больше, чем музой «проклятого художника», настолько прекрасна, трагична, со вкусом горького миндаля, просто не могла не поразить нас. Камилла Клодель, непризнанный творец, стала эстетом недели.

Улица Варенн в Париже и раньше собирала немалые очереди перед музеем Огюста Родена, но только в тот погожий день 1984 года люди пришли посмотреть не на творчество великого мастера, а на работы его подмастерья. Сам Огюст её ласково называл «золотом Родена», которая несмотря на свой самобытный талант всегда оставалась в тени своего возлюбленного и наставника.

Судьба одарённой терпением и особым талантом Камиллы Клодель завершилась полным крахом. В то время как после разрыва их отношений Огюст Роден продолжал возноситься на крыльях славы и творить, его муза проводила остаток жизни в полном забвении в клинике для умалишенных, так и не застав своей славы.

Эта трагедия незавершенного творческого пути романтической героини под именем Камиллы Клодель начиналась по традиции многообещающей. Имея на руках то особое чувство формы и пластики, которым может похвастаться не каждый скульптор, она стремительно рвалась к вершине славы, уверенная в своей художественной правоте.Возможно, именно эта уверенность придавала ей целеустремлённости, некоторой доли упрямства и заставляла заниматься любимым делом — лепить из глины, вопреки неодобрительным взглядам своей матери?Может быть. Однако, всё же не помешает нам заглянуть в её детство, чтобы прочувствовать ту атмосферу, в которой выросла мадемуазель Клодель.

Камилла-Розали Клодель провела своё детство в ни чем непримечательной деревушке Вильнёв-сюр-Фер в провинции Шампань в семье фермера. Её знаменитыми соотечественниками по региону игристых вин были удивительные писатели, такие как Дени Дидро, Артюр Рэмбо и Александр Дюма-отец. Неудивительно, что позже знаменитый брат Камиллы, писатель и дипломат Поль Клодель, пополнит этот легендарный список шампаньцев.

Что интересно, своё совершенство в работе с глиной Камилла Клодель оттачивала именно благодаря своему младшему брату Полю. Это было похоже на соперничество двух талантливых детей, которые чрезмерно любили друг друга. Они будто подталкивали друг друга к развитию: Камилла и Поль часто гуляли вместе, общались и показывали свои работы. Живя в живописном крае, Камилла искренне восхищалась пластичными очертаниями огромных скал на фоне голубого неба, что в творческом воображении превращалось для неё неким подобием каменных божеств. Позже, эта холодная и немногословная северофранцузская местность найдёт своё отражение и в произведениях повзрослевшего Поля Клоделя, а в одной из героинь его произведений так легко будут узнаваться черты любимой сестры.

По воспоминаниям Поля, их детство проходило в суровой и строгой обстановке, порой напоминающее семейную атмосферу той, что описана в романе Шарлотты Бронте «Грозовой перевал». Строгий и властный отец семейства сначала противился, как он считал, бунтарскому увлечению своих детей — скульптурой и писательством, однако, позже смирился и даже помогал обустройству своей старшей дочери Камиллы в Париже при поступлении в Школу искусств.

Этот переезд в город, где концентрировалось все культурное изящество Франции, знаменует решительный поворот в её судьбе. Возможно, потому, что восемнадцатилетняя Камилла в школу искусств так и не поступает. Однако, еёзамечает руководитель знаменитого салона скульптуры Альфред Буше, пораженный юностью скульптора и одновременно невероятной красотой её работ. Теперь он, пользуясь своим высоким положением, сам знакомит свою ученицу с директором Школы искусств Полем Дюбуа, на что тот, изучив работы юной провинциалки, выдаёт пророчески-судьбоносный, как бы брошенный мимоходом, вопрос: «Вы учились у господина Родена?»

На самом деле, не признававший мастерства Родена, который на тот момент был только у начала своей карьеры, Поль Дюбуа только иронизировал, превратив свой вопрос в безобидную шутку. Но важным было другое— Камилла Клодель, не зная ничего о своём будущем учителе и возлюбленном, уже была с Роденом заодно.

Так, или иначе, вскоре судьба предоставила шанс их встрече, когда 1883 году Альфред Буше выиграл премию Салона и отправился в Италию, попросив Огюста Родена присмотреть за его мастерской и поработать с молодыми художницами. Так они и встретились – сорокалетний Огюст, который уже дождался профессионального призвания, и двадцатилетняя девушка Камилла с невероятным рвением, привыкшая побеждать и так любившая лепить из глины.

По правде говоря, это можно было назвать, как и концом начала, так и началом конца – существование рядом с неподражаемым мэтром скульптуры лишало ее спокойствия, давало неуверенность, но все равно заставляло творить.

Своё первое крупное произведение под названием «Забвение» Камилла завершает в 1888 году, однако язвительные критики находят в нём отголоски знаменитого роденовского «Поцелуя». Спустя четыре года мир снова увидит её творение – «Вальс» – однако и тут не обошлось без едких шуточек о копировании своего учителя. Оскорблённая несправедливыми обвинениями, она пылко работает, утверждая собственное видение и свой стиль.

Она любила и ненавидела Родена. Творческая натура, которую затмевала массивная фигура мастера, из-за всех сил пыталась выбраться из тени. Однако, была и другая Камилла Клодель – любящая женщина, которая просила заботы и внимания только одного мужчины и не желала делить его с кем-нибудь ещё. Одним из оснований разрыва как раз и было общение Огюста Родена с его прежней любовницей – Розой Бере.

Будучи достаточно самовлюбленной и требовательной женщиной Камилла покинула дом возлюбленного, и, что, весьма прискорбно, Огюст Роден не сделал ничего, что её вернуть. Уже на этом этапе он понимал – два творца не уживутся под одной крышей.

Клодель же после разрыва отношений с любимым начинает яростно работать. Уже в 1895 году появляется первый вариант скульптуры «Зрелый возраст» , где девушка , стоя на коленях , держится за руку любимого. А спустя три года она переделывает скульптуру так, что руки влюбленных уже разомкнуты. Так Камилла Клодель окончательно ставит точку в отношениях с Роденом.

Позже французское правительство предполагает возможность выкупить эту скульптуру, однако, Огюст Роден всячески препятствует этому. Даже когда у неё практически не остаётся денег для существования на жизнь и её выдворяют за порог съемной квартиры, бывший возлюбленный  не пытается препятствовать этому.

Замотанная поисками к средствам и смыслу жизни Камилла Клодель окончательно впадает в депрессию. 10 марта 1913 года к квартире , которую оплачивал Поль Клодель, подъехала карета скорой помощи, и санитары на руках вынесли Камиллу Клодель, которая практически не покидала своё обиталище.

В клинике для душевнобольных она проведёт 30 лет, не посещаемая ни разу родственниками, обвиняя во всех своих бедах «проклятого художника», этого «мерзавца Родена». Просиживая над засохшими глыбами глины, она пыталась творить что-то новое, съедаемая безумием, будто бывший возлюбленный украдёт все её работы

В этих условиях она пережила всех: ни разу не навестившую мать, и сестру, с которой особо была дружна, и любимого человека, узнав о смерти которого, она принялась безудержно рыдать. Её похоронили 19 октября 1943 года в братской могиле, поскольку её семья даже не претендовала на её тело.

Позже все её скульптуры установлены в отдельном зале в музее Огюста Родена. Так, хотя бы творения двух великих скульпторов, безумно любивших друг друга, нашли успокоение под одной крышей.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.