Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Ле Корбюзье: поклонник прямого угла

Ле Корбюзье: поклонник прямого угла



Пионер современной архитектуры, дизайнер, художник, создатель интернационального стиля и мечтатель-градостроитель — Ле Корбюзье — эстет недели, невероятные идеи которого перекроили наши представления о домашнем уюте.

Ле Корбузье, эстет недели

Не секрет, что иногда именно правильно выбранное воспитание ребенка с раннего детства может в дальнейшем кардинально повлиять на его личность. От такого отношения может зависеть, воспитаете ли вы маленького гения или заурядного серого человека.  Пожалуй, родители маленького Шарля-Эдуарда Жаннере знали, каким хотят видеть своего сына. В их родном городке Ла-Шо-де-Фон, это на северо-западе Швейцарии, существовал детский сад, где практиковалась методика воспитания немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, во главу угла которой поставлены уникальные потребности и возможности ребёнка. Так, посещая ещё в раннем возрасте это учреждение, Шарль-Эдуард Жаннере делал свои первые шаги на пути к уникальности.

Вообще-то увлечение искусством в доме Жаннере-Гри всячески поощрялось – так что неудивительно, что в 13 лет Шарль-Эдуард поступает в школу искусств, вдохновленную идеями самого Джона Рёскина, и, будучи сыном часовщика, параллельно с учёбой начинает гравировать крышки часов и самостоятельно заниматься ювелирным делом.

По правде говоря, это было бы так по-швейцарски, если бы он всё же не перешёл в «сферу изменения пространств»: в неполные 18 лет ему поручают составить архитектурный проект жилого дома для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Дождавшись успешного окончания строительства дома, Эдуард Жаннере тратит заработанные деньги на первую в своей жизни образовательную поездку во Францию, Италию и Австрию.

Остановившись в Вене, он устроился на работу чертёжником у архитектора и дизайнера Иозефа Гоффмана, где Шарль-Эдуард познал собственную архитектурную философию. В его жизни есть занимательный случай: однажды он посетил один из монастырей: вдохновлённый умеренным и христианским бытом монахов, за которыми он наблюдал, восхищенный Жаннере начинает считать, что каждому человеку стоит жить так же прекрасно и мирно.

Не желая останавливаться на западноевропейской архитектуре и, тем самым, пребывая в поиске новых идей, Жаннере принимает решение отправиться на Восток по Греции, Балканам и Малой Азии, где он изучал культуру местных народов, древние памятники и традиционное народное строительство, что в итоге во многом дополнило его взгляды на искусство и архитектуру.

Вернувшись домой, в Ла-Шо-де-Фон, он спроектировал несколько жилых домов, которые отличаются своеобразной архитектурой и уже по почерку выдают оригинальность замыслов их создателя. Одними из таких можно назвать построенную для родителей виллу Жаннере-Перре (или называемая Белым Домом Ле Корбюзье), а также виллу Швоб, известную по прозвищу «Турецкая вилла», которая являлась заказом одного богатого часового магната.

Ле Корбюзье, один из проектов в духе Дом-Ино

Но истинный гений Ле-Корбюзье откроется немного позже. Одним из новаторских изобретений и существенным проектом для биографии молодого архитектора стало создание и патентование Дома-Ино.

В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.

В 1917 году молодой, имеющий неплохой опыт в области проектирования, архитектор переезжает в Париж с перспективой на дальнейшую реализацию и расширение собственных идей. Для этого он устроился штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» под руководством Макса Дюбуа. В то время его архитектурные решения ещё были близки к традиционным. Но сотрудничество с кузеном Пьером Жаннере привело к открытию собственного архитектурного бюро: этот союз породил ряд проектов роскошных вилл с вызывающей эстетикой. Посторонитесь, у нас здесь появился настоящий лидер европейского авангарда!

Следующей ступенью в становлении Шарля-Эдуарда Жаннере как уникальной личности стало новое имя. Имя, которое, по его мнению, стало бы эпохальным.  Так, с появлением философско-художественного журнала-обозрения «L’Esprit Nouveau» (“л’эспри-нуво”), Париж неожиданно открывает для себя архитектора с хорошим опытом работы под странным именем Ле Корбюзье, который, оказывается, по совместительству один из создателей этого журнала. О нём было известно немногое: он был родом из Швейцарии, имел весьма новаторские и авангардные взгляды на архитектуру, и да, кажется, раньше его звали Шарль-Эдуард Жаннере...

Гений Ле Корбюзье касался и живописи, что в итоге стало его второй профессией, и градостроительства: ему принадлежит проект «Современного города на 3 миллиона жителей», который позволил по-новому взглянуть на город будущего. Он размышлял на идеей дезурбанизации: представьте себе, город-сад, в котором 95% составляют парки и пешеходные зоны, а всего лишь 5% — застраиваемая площадь. А тем временем, человечество застраивало свои города небоскрёбами…

Ле Корбюзье, здание Капитолия в Чандигархе

Росчерком карандаша Ле Корбюзье менял не только облик Европы, но и Азии. По приглашению первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру архитектор планировал город Чандигарх на севере страны. Продолжая сотрудничать со своим кузеном Пьером Жаннере, Ле Корбюзье должен был создать не только облик улиц, но и полностью меблированных квартир!

Кроме Чандигарха, Ле Корбюзье работал в городе Ахмадабад, в котором одним из его проектов стало здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик, которая работала с конца XIX века и была источником экономического благосостояния города.

Потом было множество интересных проектов, которые составили его прижизненную славу архитектора-авангардиста №1. Здесь и капелла Роншан во Франции, и Музей искусств в Токио, и Бразильский павильон в студенческом городке в Париже. Его осыпали лаврами и заказами — и всё это благодаря его оригинальным пластическим решениями, оригинальным идеям и ясному взгляду в будущее.

Вы знаете, в советское время Ле Корбюзье был одним из тех зарубежных архитекторов, чьё имя знали, публиковали фотографии работ в энциклопедиях и в специализированных изданиях. Ещё в 1928 году он выиграл конкурс и право построить в Москве здание Центрального союза потребительских обществ. Приятно осознавать, что на тот момент для Ле Корбюзье это было крупнейшим проектом.

Ле Корбюзье за работой

Известно, что история не любит сослагательного наклонения, но вот что было бы, если родители Жаннере не отдали его в тот самый детский сад, где пытались развивать в юных чадах их дарования? Может быть, и не возник бы человек-эпоха по имени Ле Корбюзье.

Лаконичность его летнего домика на мысе Кап-Мартен, престижном курорте на Лазурном берегу,  полностью отвечала философии Ле Корбюзье. Это было идеальное, уединённое пространство для работы и отдыха. И именно в этом очаровательном месте во время купания в море скончался 78-летний архитектор. Погода была солнечная. На календаре: 27 августа 1965 года.

«Поклонник прямого угла» как он сам себя называл, пришёл к пониманию архитектуры через дух авангардизма и кубизма. Он считал необходимым создавать жилые дома как нечто совершенное и удобное, своего рода «машину для жилья», при этом призывая не становиться «рабом техники и порядка». По сути, он предлагал миру настоящее «обиталище красоты», так необходимое нам место для размышлений, которое приносит успокоение.

 

Хотите узнать об архитекторах-эстетах недели больше, то мы предлагаем вам биографические очерки о великом немце, заполнившем пространство небоскрёбов солнечным светом, о вдохновлённом родными берегами бразильце, который создавал поистине инопланетные сооружения, и об австрийце, дома которого утопают в зелени и больше напоминают жилища хоббитов из «Властелина колец», подчёркивая индивидуальность жильцов. Ах да, ещё в нашем эстетическом списке бесподобный каталонец Антонио Гауди.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.