Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Дюшан: шахматист-осквернитель

Дюшан: шахматист-осквернитель



Сантехника породила современное искусство, представив перевёрнутый писсуар как некий манифест. Начавшееся в эпоху Возрождения развитие европейского искусства было купировано смелой выходкой француза Марселя Дюшана, который «блестяще» оплевал пятисотлетний столп европейской культуры. Как бы то ни было, он яркая личность, и да, он — эстет недели.

Кто такой Марсель Дюшан? Арт-менеджер, вписавший себя в историю мирового искусства. Художник, заскучавший в тисках свободолюбивого импрессионизма и фовизма. Папа музейного дерьма, возведённого в ранг искусства, вытаптывающего себе дорогу по телам  предыдущего навравления. Такой своеобразный естественный отбор, заставляющий ужасаться консерваторов, которые, к примеру, не понимают облизывание и лобзание бульдозера, которое является сенсуальным переживанием событий «бульдозерной выставки» нонконформистского искусства во времена Хрущёва. И вот именно Дюшан стоит у истоков этого.

Родился Марсель Дюшан в многодетной семье нотариуса 28 июля 1887 года, где воспитывались традиционные ценности, и творческие чаяния детей всячески поощрялись: Марсель, два его старших брата и младшая сестра стали художниками. Атмосфера их дома тому способствовала, всё-таки многочисленные работы дедушки Эмиля Николя хранились в доме Дюшанов.

В 14 лет Марсель стал рисовать, и как будто следуя совету Дали – научись рисовать как старые мастера, а потом изобретай свой стиль – молодой Дюшан пришёл к импрессионизму, затем к фовизму, не сумев в обоих направлениях найти свою собственную манеру. Его попытки были всего лишь подражанием именитым художникам. Будучи студентом он вошёл в круга кубистов, но и с ними не нашёл общего языка, а его впоследствии знаменитая работа «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» и вовсе была отметена как негодная. Как ни странно это картина полностью отвечала запросам футуристов, и его даже обвиняли в плагиате идей нового поколения художников. Но у Марселя была отговорка: был в Германии, вашей выставки в Париже не видел, следовательно, идея картины принадлежит мне. Изображённая в движении девушка (если вглядеться) была отправлена вместе с другими современными работами французских мастеров в Штаты. До его приезда в Америку в 1915 году (его не взяли на войну, и он отправился «думать и размышлять» в Новый свет) критики и общественность обмусолили картину, пародировали её, обсмеяли, ненароком сделав «арт-менеджера» знаменитостью.

Кстати, Дюшан никогда себя художником не воспринимал. Сын обеспеченных родителей баловался в искусство: что однажды обленился и представил публике писсуар под названием «Фонтан». «Чёрный квадрат» Малевича в сравнение не идёт с этим арт-объектом по степени «убийства» искусства. Но-но не будем впадать в искусствоведческие долгие и спорные диалоги о значении их творчества.

Так вот «Фонтан» представлял собой не просто сантехнический объект, который можно купить где попало. Дюшан его перевернул и добавил подпись на эмали. Voilà – арт-объект готов. Ему это настолько понравилось, что он экспериментировал с сушилками для бутылок, с вешалками для шляп, с велосипедным колесом, издевался над «Джокондой» и так далее. А потом, в 1923 году, замолчал на долгие годы, пребывая в думах и околоискусствоведческих изысканиях. Он сделал своё дело: запустил новую машину, предвосхитив многие направления современного искусства, такие как поп-арт и популярные ныне инсталляции.

Причина его молчания в разочаровании: ему не нравилось, что искусство поглощается бизнесом, и буржуазия принимает то, что направлено на потрясение их устоев и жизненных представлений. Не найдя лучшего выхода, победитель олимпиад по математике, участник сборной Франции на четырех шахматных олимпиадах, гроссмейстер Дюшан играл в свою любимую игру всё свободное время. Посчитаем и брачную ночь за свободное время, так как он и тогда играл. Это настолько взбесило его первую жену, что она прибила к двери шахматную доску в лучших традициях дадаизма. В случае Дюшана – «недадаизма».

В 1955 году Марсель Дюшан принимает американское гражданство, а все свои работы завещает Музею Филадельфии, в котором, пожалуй, представлены все периоды общечеловеческой культуры, от античности до наших дней. И Дюшан влез в эту историю. Он не собирался создавать свой собственный музей, где был бы его мир и его правила. Его арт-объекты должны быть под одной крышей со всем тем, что создано человеком.

В возрасте 81 года, в 1968 году, 2 октября, в Нейи-сюр-Сен, в пригороде Парижа, умер Марсель Дюшан. После его смерти потомкам осталось «Данное»: так называется арт-инсталляция, представляющая собой дверь, в щели которой можно увидеть обнажённую женщину с разведёнными ногами на фоне пластмассового идиллического пейзажа. Женщина взята и отражена зеркально с работы Курбе «Рождение мира». Перед дверью собираются очереди, чтобы посмотреть: а что же там скрыто? И почему все смотрят? Эту работу Марсель Дюшан делал в течение 18 лет, оставаясь себе верным: шути, играй с публикой, балансируя на грани, а иногда и вовсе открыто насмехайся, заставляя людей ломать голову. Нас дурят или это правда искусство?

P.S. В 1926 году Марсель Дюшан вместе с Маном Рэем сняли «Анемик Синема», экспериментальное кино на музыку Эрика Сати. Гипнотизирует, не так ли?


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.