Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Луиджи Руссоло: на грани будущего

Луиджи Руссоло: на грани будущего



Вам не кажется, что у итальянцев есть невероятный дар опережать своё время? У нас список небольшой, но имя каждого невозможно вычеркнуть из истории: здесь и Леонардо да Винчи, не нуждающийся в представлении, и советский авиаконструктор Роберт Бартини, который был отцом сверхзвуковых самолётов и многих других изобретений, и наш герой «Эстета недели» — Луиджи Руссоло. Что особенного он сделал за свою жизнь?

После тяжёлого рабочего дня раскинувшись в кресле так приятно слушать  Brian Eno или диджейские эмбиент-сеты. Что-то есть в этой «нетрадиционной» музыке, в этих звуках, в этом понимании звучания. Музыка шумов стала бесценным вкладом футуризма и Луиджи Руссоло в частности в развитии культуры всего XX века и нашего XXI. Пересмотренная Руссоло эстетика сильно повлияла на композиторов, развязав им руки и вытащив ушные затычки.

В Венеции, в Порто Груаро, 30 апреля 1885 года в семье церковного органиста родился Луиджи Руссоло. Профессионально занимаясь музыкой, он сам выучился живописи, и вошёл в футуристическое движение — яркое авангардистское течение начала ХХ века. В 1901 году он принимал участие в реставрации фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане. А затем стал рисовать, преимущественно урбанистические промышленные пейзажи. Живя в новом течении — футуризме — он породил необычную, и кому-то покажется «страшную» музыку — в 1913 году Руссоло публикует «Искусство шумов», что позволяет некоторым исследователям считать его одним из первых нойз-музыкантов. В скандальном манифесте он ставит крест на музыке прошлого и определяет новый вектор развития: «Музыкальное искусство прежде искало прозрачной чистоты и сладкости звука. Позже оно смешивало разные звуки, чтобы услаждать наш слух нежными гармониями. Сегодня оно ищет смешения звуков наиболее диссонирующих, наиболее странных и резких. Так мы близимся к звукошуму. Эта эволюция музыки параллельна увеличивающемуся росту машин, участвующих в человеческом труде».

Все шумы разделяются Руссоло на шесть категорий, которые для каждого шума позволят создать по инструменту: 

1. Грохот, взрыв, шум падающей воды, шум ныряния, рычание
2. Свист, храп, сопение
3. Ропот, ворчание, шорох, брюзжание, хрюканье, бульканье
4. Шипенье, треск, жужжание, треньканье, топ
5. Шум битья по металлу, дереву, камню, коже, жженой, глине и пр.
6. Голоса людей и животных, крик, смех, вой, стон, хрип, стенанье.

Его эксперименты на грани музыки и живописи нашли понимание и поддержку у Василия Кандинского, которого также вдохновил Александр Скрябин со своей цветомузыкальной «Поэмой огня». В 20-е советский художник Баранов-Россине показывает на суд публики оптофонический рояль, а венгр Александр Ласло создал сонохроматоскоп — оба инструмента напрямую связаны с идеями Руссоло.

Сам же композитор для воплощения своей новой музыкальной эстетики создаёт «интонарумори» — шумовые модуляторы — совместно со своим другом Уго Пьяти. 2 июня 1913 года – на вечере футуристов в моденском театре Стокки, Луиджи Руссоло продемонстрировал свой первый инструмент — «Взрыватель» (Scoppiatore). В тот же год, 11 августа, в Милане, в доме основоположника футуризма Филиппо Маринетти он показал уже 15 «интонарумори».

Позже он собирает концерт, который в 1917 году вызвал бурю негодования и недовольства — на что, впрочем, Руссоло и рассчитывал. Но в годы Второй мировой войны все его инструменты были безвозвратно утеряны. А сам Луиджи вновь стал писать картины в духе классического модернизма.

«Мы будем варьировать удовольствие нашего чувствования, различая бульканье воды, воздуха и газа в металлических трубах, урчанье и хрип моторов ... трепетанье клапанов, движенье поршней, пронзительные крики металлических пил, звучное скольжение трамвая по рельсам, щелканье бичей, плесканье флагов. Мы будем забавляться, мысленно оркеструя хлопанье входных дверей магазинов, гул толпы, различные гаммы вокзалов, кузниц, прядилен, типографий, электрозаводов, подземных железных дорог».


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.