Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Богатый миром Хундертвассер

Богатый миром Хундертвассер



Проведите сеанс вебсёрфинга по запросу «Friedensreich Hundertwasser», и вы моментально поймёте, что, во-первых, ваш город, ваш дом и ваше представление о нём подобны чёрно-белой фотографии джунглей Борнео или Амазонии, а во-вторых, вы согласитесь с нами, что Хундертвассер — гениальный Сказочник. Его дома как будто сделаны из марципана и покрыты глазурью, его любимые купола — на самом деле, источающие ванильный аромат зефирки. Неровные полы и куча окон делают его архитектуру узнаваемой, разукрашенные стены домов и растущие травы и деревья на крышах и стенах зданий одновременно возводят его в ранг гения и полоумного чудака.

Ещё в юности во время путешествия по Италии он изменил своё имя Фридрих на «Friedensreich», что значит «богатый миром», а первую часть фамилии Stowasser, похожую на славянское слово «сто», перевёл на немецкое «Hundert». Так возник Фриденсрайх Хундертвассер.

А родился Фридрих Штовассер в семье австрийца и еврейки 15 декабря 1928 года в Вене, в городе, которому он подарит несколько своих «безумных» творений. Его отец скончался, когда мальчику исполнился один месяц, и его воспитывала мать, которая ради спасения сына во время нацистской оккупации Австрии настояла на крещении сына в католичество. Его обучение проходило по системе итальянского педагога Марии Монтессори, которая видела необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку, который бы раскрыл потенциал нового человека. И кажется, это благотворно повлияло на Хундертвассера. Он учился в той самой Венской академии изящных искусств, которую окончил Поллок, но куда так и не смог поступить Гитлер. А ещё он целый день проучился в Школе изящных искусств в Париже.

В 1967 году в Мюнхене обнажённый Фриденсрайх перед ошарашенной публикой прочитал манифест «Право на третью кожу», который начинается с таких слов: «Мне всё равно — выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю. Я живу в какой-то золотой башне. Мне надоело, что я только там и живу, и что я обеспечен и что я счастлив от того, что всё сделано из кобальта и серебра. И когда я смотрю на улицу, я вижу, что всё наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, что это отравляет мне жизнь. Я предпочёл бы смотреть куда-нибудь и видеть как оно прекрасно везде, и было бы важно для людей начать строить самостоятельно свои замки».

В течение трёх лет с 1983 по 1986 год в Вене на углу улиц Кегельгассе-Лёвенгассе выстроился дом-воплощение идеалов красоты и искусства Хундертвассера. Дом сегодня называется в честь своего создателя и превратился в туристскую достопримечательность. Многоплановость пёстроцветного фасада, разнокалиберность окон, из которых дом фактически построен, деревья и травы на крыше дома своего рода дань уважения матушке-Природе. Вдохновляясь творениями Природы, Фриденсрайх считал, что мы обязаны высаживать деревья на своих домах, потому что мы, современные люди, забираем слишком много земли у других организмов…

Противник прямых линий, Фриденсрайх Хундертвассер отдавал предпочтение спирали, как наиболее естественной форме, и восхищался формой улитки в домике. Даже в его проекте флага Новой Зеландии виден образ неспешной зелёной улиточки.

В конце жизни Новая Зеландия стала его новым домом: а после выхода «Властелина колец» деревня хоббитов буквально является продолжением чаяний архитектора, отца направления биотека. В 1995 году он создаёт собственный вариант Библии со своими иллюстрациями, а в 1999 году превращает общественный туалет в Кавакаве в произведение искусства. Трансформация банальных вещей во что-то ценное отражало всё творчество Хундертвассера, который проектировал не только рестораны, винокурни и жилые дома, но и мусоросжигательные заводы, которые своим видом не оскорбляли взгляд городского жителя. Напротив, это всё привносило солнечный свет в серые будни людей, живущих в прямоугольных домах и ездящих по прямым улицам…

В возрасте 72 лет Хундертвассер 19 февраля 2000 года умер в Новой Зеландии, и по завещанию его похоронили обнажённым под деревом, чтобы он мог слиться с Природой на своей земле, в Саду счастливых умерших…

 

Позвольте ещё рассказать один презабавнейший случай из жизни архитектора. У него была крайне «дурная» привычка, которая постоянно вызывала вопросы, мол, почему он надевает носки разного цвета. На что Фриденсрайх отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.