Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Профессор красоты

Профессор красоты



Страсть и ненависть к яркой личности дело обыденное и описывать, сколько воздыхателей и злопыхателей было у Робера де Монтескью бессмысленно: мы же прекрасно представляем, какого быть личностью, чей вкус безупречен, а замечания по поводу высшего общества колки и обидны. Денди по природе своей не могут сдерживать приступы дидактики в области вкуса и эстетики, оттого становятся объектами карикатуры. Это, кстати, роднит де Монтескью с британцем Браммелем, который жил примерно за сто лет до богатого гасконца, потомка древнейшего аристократического рода, среди предков которого были маршал д’Артаньян и Блэз де Монлюк. Графа Робера де Монтескью было за что не любить, но больше было качеств, которые возвели его на уровень арбитра изящности, профессора красоты.

Как он стал эстетом и денди, что наиболее интересно и могло бы послужить уроком для будущих поколений, фактически нет, так как по натуре Робер был скрытный и обожал напускать таинственность на свой образ. Родился он в Париже 7 марта 1855 года в семье графа Тьерри де Монтескью-Фезансак и графини Полины Дюро. Робер родился последним, четвёртым ребёнком в семье и, безусловно, получил великолепное образование.

В 1885 году у него появляется собственный секретарь, который стал для него самым близким другом, Габриэль де Иттюри, аргентинец по происхождению, любовник по совместительству (как считают некоторые биографы). Да, признанный эстет Робер испытывал страсть к мужчинам, но утаивал от общества, чтобы не испортить свою репутацию.

Отшлифовав в себе утончённые манеры, придав огранку своему вкусу, Робер де Монтескью блистал в высшем обществе. Его фигура собирала вокруг себя творческих людей Европы и Франции. Плеяда поэтов, музыкантов и художников собиралась на его званых вечерах, для многих из которых общение с Робером было дорогой вверх в самое пекло высшего общества. И однажды, сам Робер стал жертвой своего проводничества.

Робер де Монтескью был невероятно чутким к новым веяниям, и оттого всегда был в моде. Его интересы и увлечения убегали от толпы, которая со временем тоже находила прекрасное в том, что когда-то было открыто единицам. Молодой Робер устраивал спиритические сеансы, но в отличие от Луизы Казати, довольно быстро прекратил «шарлатанствовать». Потом он стал наполнять свой дом японским духом, что сделало его ценителем дальневосточной культуры. Но опять же, как только у мещан стали появляться дома японские веера и фарфоровые статуэтки, граф де Монтескью прекращал этим увлекаться. Примерно то же самое можно было проследить и в отношении людей.

Марсель Пруст познакомил Робера с талантливым пианистом Леоном Делафоссом, который по волшебному мановению оказался в высших кругах французского общества. Как только благорасположение графа к пианисту подошло к концу, о Делафоссе забыли…

В 1893 году Робер де Монтескью познакомился с молодым человеком, который был младше его на 15 лет. Этот молодой писатель стал тем, кто на века сохранил образ графа-эстета, и ранил душу де Монтескью…

А началось с того, что денди Робер вёл себя как учитель с молодым Прустом, поучая его как жить в элитном обществе, оттачивая его манеры и созидая собственноручно своего почитателя. Но Марсель Пруст, постоянно критикуемый и находящийся на положении ученика, воспринимал советы и замечания графа и… Во-первых, в 1919 году он завоевал литературный мир своим романом, которые затмили декадентскую поэзию Робера де Монтескью. Удар в сердце графу. Во-вторых, он стал желанным гостем в любом высшем обществе, пользуясь всеми теми советами, которые почерпнул у «профессора красоты» (как Пруст назвал Робера). Это был второй удар в сердце графу.

Не в силах справиться с утратой таланта из своей жизни, он стал искать общения с ним. Он вновь посещал спиритические сеансы, чтобы узнать, как дела у Пруста. По газетным статьям воссоздавал своего ученика Марселя Пруста… Его дико раздражал, обижал и забирал силы описанный в романе Пруста «В поисках утраченного времени» образ де Шарлю. Хоть Марсель уверял, что прототипом послужил совсем другой граф, общество прекрасно понимало, что перед ними де Монтескью со своими вычурным слогом и филигранными манерами. Так ученик показал, что не эстет и денди делают мир, а романист…

До 1921 года он прожил в приобретённом у индийского миллиардера Ратанджи Джамседжи Тата Пале-Роз, который затем будет куплен маркизой Луизой Казати. 11 декабря 1921 года он умер в городе Ментона на юге Франции. По завещанию он похоронен рядом со своим секретарём и другом Габриэлем де Иттюри, а надгробие увенчивает фигуру Ангела молчания, купленная самим Робером де Монтескью.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.