Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Лучезарная архитектура Миса ван дер Роэ

Лучезарная архитектура Миса ван дер Роэ



Преобразовывать окружающий мир под стать эстету: он не пассивно наблюдает за жизнью, а привносит своё восприятие Прекрасного. Мы писали о кулинарах, парфюмерах и сапожниках, но ни разу не затрагивали деятелей профессии масштабных «преобразователей пространства» — архитекторов. Людвиг Мис ван дер Роэ стал первым архитектором рубрики «Эстет недели».

Новое имя

Говорят, что хорошая архитектура, будто она задумана природой. Она есть продолжение и гармоничная составляющая того мира, куда пришёл человек. Он не покоряет её, а вписывается в контекст ландшафта. Свою работу архитектора Мис ван дер Роэ видел в воплощении «высшей гармонии», которая берёт свои истоки в идеалистической философии неотомизма… Да, да, его архитектура имеет под собой фундаментальную философскую базу, с ней связана и из неё развивается.  Наполненная лучезарностью и светлостью, одними из главных ценностей эстетики неотомизма, Мис ван дер Роэ превращал кусок стали и стекла в произведение искусства.

А начиналось всё в Аахене, старинном немецком городе с уникальной готической архитектурой, 27 марта 1886 года. Мария Людвиг Михаэль Мис родился в семье каменщика, владевшего мастерской по распилу камней. И свой путь в архитектуру Людвиг начал ремесленником, а потом с 15 лет был помощником архитектора, где занимался чертежами штукатурных орнаментов.

В 1905 году он переехал в Берлин в мастерскую видного архитектора-неоклассика Бруно Пауля. А уже через три года, в 1908 году, Людвиг переходит в мастерскую Петера Беренса, под влиянием которого он формирует и развивает свой «универсальный» подход к проектированию зданий. В этот период Людвиг руководит строительством немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

В 1912 году он получает заказ в Гааге (Нидерланды), а по возвращении в Берлин он открывает собственное архитектурное бюро. Вместе с самостоятельной карьерой он приобретает новое имя: к фамилии отца через «аристократическое» сочетание «ван дер» он добавляет фамилию матери Роэ. Так появляется новый архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ.

Павильон Германии

В 1929 году в Барселоне проходила Всемирная выставка: на горе Монжуик строится павильон Германии по проекту Мис ван дер Роэ. Чёткие геометрические конструкции и использование природных материалов превратило здание павильона в экспонат. И по просьбе Мис ван дер Роэ там ничего не выставлялось. Это было произведение искусства, нового архитектурного искусства. Когда стиралась грань между пространством внутри помещения и вне его.

Помимо здания эфирного павильона Мис ван дер Роэ специально для своего пространства разработал мебель «Барселона». После окончания Всемирной выставки всё было разобрано и отправлено в Германию, но там утеряно. И только в 80-е годы правительство Испании решается воссоздать по чертежам и фотографиям павильон Германии, превратив его в музей и достояние Каталонии.

В 1930 году в чешском городе Брно Мис ван дер Роэ заканчивает строительство виллы Тугендгат, где продолжает внедрять свои идеалы пространства. Благодаря ландшафту вилла получилась многомерной, и так же как в случае с павильоном Германии стеклянные стены создают ощущение лёгкости. А металлический каркас здания позволяет архитектору играть с пространством, как пожелает. В интерьере виллы используется в большом количестве полированный оникс, который изнутри помещения наполняет всё светом.

Трагичные события в Германии и соседних странах с расцветом национал-социализма не позволили семье евреев Тугендгат пожить в своём доме, и в 1938 году они покинули Брно, а знаменитая вилла  некоторое время использовалась под разные цели, пока не была брошена. Только реставрация в 2001 году вернули венцу немецкого модернизма былой вид.

«Стеклянный дом», или Фарнсуорт-Хауз

Людвиг Мис ван дер Роэ эмигрировал на год раньше семьи Тугендгат в Америку. В связи с жесткими условиями работы, в 1937 году он покидают родную Германию. В США его приглашают возглавить архитектурную школу Иллинойского института технологии в Чикаго. Когда он вступал в должность директора, он произнёс программную речь, объясняющую его искусство и понимание архитектуры: «Длинный путь, который должен пройти материал, до того как он обретет целесообразную форму, преследует единственную цель — навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней. Мы стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей назначению. Мы стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши произведения излучали свет внутреннего горения».

Представляла ли хирург Эдит Фарнсуорт, что её дом будет парить над лугом, и будет фактически прозрачным, позволяя солнечному свету ласкать каждую деталь интерьера? Созданный Мисом ван дер Роэ так называемый «Стеклянный дом» породил плеяду клонов, настолько идея эфемерности конструкции дома понравилась архитекторам.

В «Стеклянном доме» нет перегородок, а держится он за счёт внешнего каркаса, который позволяет единственной комнате быть открытой живописному пейзажу. В архитектуре Миса ван дер Роэ крайне важно чувствовать и понимать чаяние мастера связать строгие минималистические формы с такой же лаконичной природой. Он искал тот язык, говоря на котором, слова гармонии будут наиболее естественны.

Стиль Миса

От частных домов Мис ван дер Роэ переходит к строительству небоскрёбов в Чикаго. Его жилые дома, с одной стороны, напоминают типичные офисные здания, а с другой, сильно отличаются от традиционных кирпичных застроек спальных районов. И первое время в этом чувствовалась свежесть.

Но доведя свою архитектуру до полной абстракции, он лишил себя путей для дальнейшего развития. Поэтому постепенно его угловатые минималистичные дома стали вызывать уныние и скуку, а чрезмерное увлечение стеклянными панелями открыло новую проблему перед владельцами — инсоляцию. Слишком много было «лучезарности» и «светлости» в его архитектуре.

Несмотря на критику его стиля, при жизни мастера были последователи, которые черпали из творческого гения Людвига идеи для своих сооружений. Умер Мис ван дер Роэ 17 августа 1969 в Чикаго. Через 10 лет умер стиль Миса, заменённый на другие актуальные стили.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.