Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели «Сделайте battement, Ваше Величество»

«Сделайте battement, Ваше Величество»



В 1661 году весь мир бурно расцветает после Тридцатилетней войны. В России правит молодой Алексей Михайлович, любитель соколиной охоты. В тот год во Франции умирает кардинал Мазарини, что открывает молодому Людовику XIV возможность самостоятельно править государством. В тот год он начинает расширять Версальский дворец, превращая его в жемчужину французской архитектуры. В тот год в среду, 30 марта, будущий Король-Солнце, а ныне поклонник танцев и юный монарх сильной державы подписывает указ о создании Королевской академии танца. Это была первая в мире профессиональная школа танца, которая положила начало любому классическому балету — так наш рассказ начался в Париже в 1661 году.

Если быть честным, наша история началась в Версале в скромном охотничьем замке, окружённом лесами и болотами. 30 октября 1631 года в Версале родился Пьер Бошан в семье скрипачей и танцоров, которые служили монаршей семье, и с самого детства он начинал учиться танцевать. Историкам известно, что семнадцатилетний Бошан дебютировал перед десятилетним Людовиком XIV в 1648 году. Танцевальное представление называлось «Укрощение страстей». Спустя некоторое время Пьер Бошан поступил на службу короля, став его учителем танцев.

Удивительно, но молодой король любил сам участвовать в постановках и исполнять главные роли. Но благоприятные обстоятельства для начала балетной эры были не столь в любви короля к этому искусству, сколько в совместном труде трёх великих деятелей французской культуры: танцора Бошана, композитора Люлли и драматурга Мольера. На соединении их творчества зародилось новое прекрасное искусство.

Но балет не сразу стал таким воздушным, каким мы привыкли его видеть. Когда Пьер Бошан обучал короля танцу, он основывался уже на тех умениях, которые сопутствовали любому приличному дворянину. Помните, как на первых занятиях учат позиции ног, заставляют быть выворотными, а маленькие дети еле-еле удерживают равновесие и так далее. Так это «благодаря» французскому дворянству. Дело в том, что технически балетные позиции пришли из фехтования, которым обязаны были владеть король, всё его окружение и в принципе все дворяне. Выворотность позволяла быть маневреннее и быстро менять направление движения. Так, взяв за основу фехтование, Пьер Бошан предложил позиции ног. Говорят, конечно, что были они предложены немного позже Пьером Рамо, но есть мнение, что Рамо их просто улучшил и привёл в современный для нас вид.

В 1671 году Бошан был назначен директором Королевской академии танца, которая поначалу располагалась в одной из комнат Лувра. Он получил титул maître de ballet — мэтр балета. Эта академия просуществовала до 1780 года, когда полностью не перешла в ведение Королевской академии музыки, основанной ещё Жан-Батистом Люлли в 1669 году. Но это мы забежали далеко в будущее. На рубеже 1672-1673 годов при академии музыки открылось танцевальное отделение, и Пьер Бошан, естественно, стал первым его директором, пробыв на этой должности до 1687 года. Как вы понимаете, в те годы танцорами были только мужчины, и даже женские партии исполнялись ими. В принципе такая же ситуация была и в театре…

Хотя мы просто не можем не упомянуть, что ещё при жизни Бошана французская сцена увидела женщин-«балерин». Впервые это было в замке Сен-Жермен в 1681 году в постановке «Триумф любви», в которой помимо профессиональных танцоров были и вельможи короля. Известно также, что одной из четырёх танцовщиц была мадемуазель Лафонтен.

Бошан получил свою должность и стал обучать профессиональных танцоров по причине ухудшения здоровья Короля-солнце. С 1670 года он уже не мог исполнять ведущие партии, и понятное дело учитель танцев лично ему был не нужен. К тому же, с развитием танца, он стал усложняться и не все теперь могли физически позволить делать красивые па. Зато для развития французской культуры монарх поставил своего друга.

Первый премьер, учитель танцев и своего рода балетмейстер Пьер Бошан оставил свой огромный след в терминологии балета. Практически все основные термины классического балета были придуманы и классифицированы Бошаном. Кроме того, он работал совместно со знаменитым танцовщиком и будущим теоретиком балета, придумавшего слово «хореография», Раулем Оже-Фёйе. А вы думаете, почему все балетные слова и выражения на французском?

Бошан умер в феврале 1705 года в Париже, пережив своего коллегу композитора Люлли, основавшего Королевскую академию музыки. Кстати, тот умер довольно нелепой смертью — проткнул себе ногу дирижёрской тростью, отбивая такт для оркестра, игравшего Te Deum по случаю выздоровления короля. Тем самым, заразил кровь, развилась гангрена, которую в те времена не умели лечить... Бошан пережил и Мольера, который привносил комедийный драматизм в постановки. Но он оставил своего ученика и короля без своего танцевального мастерства на десять лет. Кстати, Людовик XIV умер от гангрены в 1715 году...

 


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.