Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Мельес, человек-волшебник

Мельес, человек-волшебник



Киноэффекты современности впечатляют реалистичностью, но не каждого трогают. Прекрасно понимая, сколько специалистов сидит за компьютерами и создаёт «магию» кино, зрители потеряли наивность восприятия киноискусства. Конечно, можно списать эту потерю на привычку к кинематографу. Всё-таки ХХ век приложил много усилий для развития киноиндустрии. Но в начале было наивное, но при этом прогрессивное волшебство. И первым волшебником стал Жорж Мельес.

28 декабря 1895 года Париж восхитился первым сеансом братьев Люмьер. Прошёл он в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. В тот день показали документальную ленту «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (многие вскочили с кресел от ужаса!), «Выход рабочих с фабрики» и ещё несколько киносюжетов. Показ был платный и вызвал огромный ажиотаж. Жорж Мельес, владелец театра «Робер-Уден», сразу понял, что будущее за кинематографом, и поэтому обращается к братьям Люмьер с просьбой продать киноаппарат за 10 тысяч франков. «Через год о синематографе забудут», — сказал ему Люмьер. — Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения». Но в Мельесе вспыхнула искра творчества, и пока она не погасла, он решил найти и приобрести киноаппарат. В Лондоне, где он когда-то учился обувному делу, он находит съёмочную камеру.

Окрылённый успехом, он экспериментирует с возможностями кино. Вводит новые жанры, снимает исторические киноленты, и что поражало зрителей того времени — показывал цветные фильмы!

Чтобы получить цветной фильм в то время, надо было вручную кисточкой раскрашивать каждый кадр. При длине фильма в 15-20 метров этот кропотливый труд оправдывал себя. Так как раскрашенные волшебные сказки, которые он снимал в то время, поражали воображение зрителей.

В 1899 году Жорж Мельес ставит два больших фильма: первую свою феерию — «Золушка» (длина фильма — 140 м) инсценированную хронику «Дело Дрейфуса» (240 м). Благодаря успеху двух этих кинолент, Мельес мог позволить снимать  2-3 фильма в год длиной до 300 метров, показ которых длился бы больше четверти часа.

1 сентября 1902 году Мельес показывает причудливую, удивительную театрализованную феерию — «Путешествие на Луну», где он удачно совместил два литературных источника: «От Земли до Луны» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. В принципе 1902 год для режиссёра стал пиком в карьере. Небывалый успех сопутствовал его фильмам, где он выступал не только в роли режиссёра, но и сценариста, хореографа, костюмера, распространителя и прокатчика своих картин… Теперь понятно, почему любимым фильмом Мельеса был «Человек-оркестр», где снялся он сам.

Затем Жорж снимает знаменитую феерию «В царстве фей» в 1903 году, в которой зрители попадают в подводный мир, оказываются во дворце лангустов, признанным великолепнейшей из созданных Жоржем декораций. Чуть позже Мельес ставит «Фауста» и «Севильского цирюльника», которые показывались под арии из одноимённых опер Гуно и Россини.

Но любому успеху наступает конец, если стоять на месте. Кинематограф вышел за пределы студий, и зрители этого настоятельно требовали. А вот Жорж Мельес отказывался от съёмок на улицах, что сказалось негативно на его бизнесе. Мода на красивые театрализованные феерии прошла…

В трудные времена к нему на помощь пришёл Шарль Патэ, заказав несколько фильмов. С 1911 по 1913 год его компания «Старфилм» выпустила пять картин, среди которых критики выделили «Завоевание полюса» за невероятную по тем временам сцену со снежным великаном. Публика была повержена в ужас, когда этот гигантский манекен шевелил руками, проглатывал человека и выплёвывал. Всемирно известный Кинг-Конг появится намного позже, но опыт Мельеса пригодится кинематографистам будущего...

Нежелание режиссёра следовать веяниям моды и времени погубило дело его жизни. Неудивительно, что Мельес разорился. Некоторое время после Первой мировой войны он жил в Штутгарте, где реконструировал декорации. А в 1925 году на вокзале Монпарнас в киоске киновед Жорж Садуль узнал великого Жоржа Мельеса в продавце игрушек. Он написал: «Продавец этого киоска, приветливо улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных солдатиков и дешевых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес». Через три года редактор еженедельника «Сине-журналь» Леон Дрюо открыл для Франции героя прошлого. Отца художественного кино наградили орденом Почётного легиона, назначили пенсию. Правда, скромную… А с 1932 года Мельес переехал в дом для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли.

В годы своего успеха Жорж Мельес успевал заниматься общественной деятельностью. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов. Кстати, он ввёл стандарт перфорации на киноплёнке…

21 января 1938 года Жорж Мельес умер.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.