Ошибка на сайте

Отправить  
Главная Estet Эстет недели Пуаре-освободитель!

Пуаре-освободитель!



Невероятные взлёты и банальные падения, забвение и возведение культа – многие гении переживали этот путь, и на этом можно было прекратить наш рассказ о Поле Пуаре. Но это мешают сделать Жан Кокто и женщины.

Жан Кокто помогал встать на ноги Жану Маре, любил Эдит Пиаф, дружил с Пабло Пикассо, стал провозвестником сюрреализма, ставил с Роланом Пети «Юношу и смерть» — одним словом, Жан Кокто — знаковая личность во французской культуре.  И считается, что именно он возродил интерес к забытому Полю Пуаре, организовав выставку в мае 1944 года. Но Пуаре умер за несколько дней до возрождения себя как культового мастера 28 апреля...

«Как здорово, – признавалась она, – найти мужчину, который ещё и является вашим супругом, и который одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Дениз Буле — так звали музу Поля Пуаре, одной из первых ощутила на себе женолюбивый гений кутюрье. Через 11 лет после смерти мужа в 1955 году она возродила интерес к «диктатору моды» в мире, где появились новые великие кутюрье.

Но до возрождения были годы забвения, которые не прошли даром: при жизни это сильно било по творческому гению Пуаре. В начале Второй Мировой войны он переезжает в Париж и записывается на биржу труда. Всё, что можно было продать, Пуаре давно выставил на продажу. Так что нужда заставила мастера заполнить анкету безработного, где в графе о своей предыдущей работе пишет лаконично и с достоинством «Paul Poiret». Клерк не принял эту анкету из-за неполной информации о работе, что вызвало гнев у модельера. По легенде, Поль Пуаре сказал: «Мне жалко народ, который не помнит своих героев!».

А ведь именно он бросил в топку корсеты, пышные парики и шиньоны, предложил носить свободные платья, женский гардероб обзавёлся чулками, а в палитре появились телесные тона. Он ввёл в мир моды Восток, античность, соблазн и искушение. То, что сегодня кажется естественным и современным, в первой четверти ХХ века было кощунством, революцией, падением нравов и эпатажем.

Когда Поль пишет в графе о предыдущей работе «Paul Poiret» без указания конкретного рода деятельности, его сопровождал здравый смысл — так как он создал внешность нового мира: он придумывал одежду, аксессуары, предметы роскоши в интерьере, задавал необходимый ритм и стиль жизни. Опять же для сегодняшнего дня ничего удивительного, потому что многие дома моды занимаются тем же самым. Но! Поль Пуаре был первым, кто смог объединить под крыльями своей фирмы разные стороны прекрасной жизни.

Зима 1907-1908 года. Париж. Богема ахнула! Восточные шелка поглотили модниц! Элита не верила своим глазам, как парижанки переодеваются и уподобляются восточным красавицам из сказок Шахерезады. Изумрудный атлас бесстыдно сочетался с фиолетовой отделкой, а розовый шёлк с голубой отделкой. Немыслимо! А бархатное манто «Исфахан» своей чрезмерной позолотой напоминала одеяние шахиншаха. Так Поль Пуаре сводил богатых людей с ума.

Но это не значит, что мастер направлял свою работу на узкую публику. Наоборот, Пуаре мечтал одевать красиво как можно больше людей. В 1908 году он выпускает альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом», а в 1912 году — «Вещи Поля Пуаре» Жоржа Лепала: эти издания были направлены на популяризацию моделей кутюрье.

В 1911 году он устроил первое в истории haute couture турне с манекенщицами (или как тогда говорили, «живыми манекенами»). Пресса пестрила материалами об этом явлении, делая известным Пуаре во многих странах.

В 20-е годы  он пытался издать еженедельник для средней женщины, где публиковались бы сделанные  и подписанные им выкройки одежды, но осуществить своё начинание не смог из-за финансовых трудностей. К сожалению, великий мастер не смог вжиться в новый «безумный» мир.

Честно говоря, Поль Пуаре создал роскошь, освободив общество от ненужных деталей. Но Первая мировая война и последующее межвоенное время физически и финансово было не готово принять творческий гений Пуаре. Людей интересовала практичность и простота. И, конечно, уже не вспоминали, что ему принадлежит форма бюстгальтера, который лежит в основе современных моделей. Что благодаря ему корсеты стали историей, и женщины могли вздохнуть свободно.

А когда-то его обвиняли в «порнографии»: мастер укоротил длину юбок… до щиколотки! Бесстыдство по тем временам. Но дамы тогда оценили удобство новых юбок, и более того им льстила возможность показать красоту своих ножек. В начале ХХ века это будоражило воображение мужчин. Но Время шло — Герой позабыт…

Кстати, ему принадлежит идея театрализованных праздников, где можно было бы продемонстрировать новые модели, где можно было бы пропагандировать образ жизни, в котором наиболее гармонично сосуществовали люди и вещи. В 1911 году в Париже прошёл праздник «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски». Гостей облачили в необъятные шёлковые шалвары, юбки-абажуры, а сам Пуаре предстал в образе персидского шаха.

Но будет некорректно утверждать, что Пуаре исключительно любил Восток. Да, ориентализм занимает почётное место в его творчестве. Но ему же принадлежат модели в духе ампира, когда всё греческое и римское получило форму удлинённых платьев под грудь с изысканными вертикальными линиями. В 1912 году на «Празднике Вакха» Поль Пуаре уже был Юпитером, а вокруг красовались «нимфы», «сатиры», «музы» и «боги»…

Поль Пуаре создавал сказку, которой всё же наступил конец. Его забыли, потому что он не смог подстроится под переменчивую жизнь, хотя когда-то сам задавал темп и стиль бытия. Его свершения приписывали Коко Шанель и другим кутюрье. Такова судьба революционера, освободителя женских тел и ценителя человеческого начала, о котором вспомнил Жан Кокто, друживший с Пабло Пикассо, любивший Эдит Пиаф и помогающий Жану Маре, решив организовать выставку-ретроспективу. Жаль Поль Пуаре не дожил до своего Возрождения. Не увидел, как спустя десятилетия его имя стало обрастать легендами и мифами, как народу стала возвращаться память. Память о Пуаре-освободителе.


Для того чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться.

Комментариев пока не было.